Уже предлагались разные способы повысить эффективность отопления у «москвичей» моделей «412», «2137», «2140»

Печка «Москвича» 2140, 412, 2137.

 

Уже предлагались разные способы повысить эф­фективность отопления у «москвичей» моделей «412», «2137», «2140». Дея­тельные автолюбители изменяли на­правление циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, переставляли с места на место его кран, меняли точку отбора жидкости из двигателя в систему отопления, но все эти меры если и помогали, то не давали существенного результата.

Специалисты АЗЛК тоже занима­лись этой проблемой и нашли эффек­тивное решение. Внедрить его в про­изводство завод не имеет возможно­сти, так как переходит на подготовку к выпуску новой модели. Однако пере­делать систему отопления могут сами автолюбители, руководствуясь реко­мендациями, приведенными ниже од­ним из участников разработки инжене­ром-исследователем Е. СЕРДЮКОМ.

Измерения температуры, скорости дви­жения и количества жидкости, проходя­щей к магистралях системы охлаждения днигателя и системы отопления, показа­ли недостатки существующей схемы ее циркуляции. Наибольший запас тепловой энергии имеет поток охлаждающей жид­кости (в применении к отопителю онатеплоноситель), выходящей из головки блока цилиндров.

В стандартной схеме (рис. 1,а) этот поток направляется по двум русламк радиатору охлаждения и к термостату (мы рассматриваем схему с унифициро­ванным, «иазовским» термостатом). В за­висимости от температуры жидкости термостат направляет ее сразу обратно в двигатель (до +80° С) по малому кругу через шланг 2 или через радиатор ох­лаждения 1 — по большому кругу (выше +90° С). В диапазоне от +80 до +90° цир­куляция смешанная. Несущая тепло жид­кость отбирается в систему отопления из блока двигателя в зоне четвертого цилиндра. Здесь ее температура на 9— 11° ниже, чем на выходе из головки, где, кстати, установлен температурный дат­чик, показания которого мы видим на шкале указателя. Что касается количест­ва подаваемой в отопитель жидкости, то его недостаточно, чтобы справиться с по­ступающим в радиатор охлажденным мо­розом воздухом.

Итак, задача ясна Надо использовать для отопления жидкость, выходящую из головки блока, направив ее в «печку», а уж из нее в термостат. Здесь можно предложить два варианта. Первый (рис. 1,6), назовем его зимним, пригоден для круглогодичной эксплуатации автомоби­ля в северных районах и зимой в сред­них. Он сравнительно прост.

Разрываем малый круг (шланг 2) и к этой разорванной ветви подключаем радиатор 5 отопителя. Тем самым мы поднимаем температуру на входе в него (она станет равной максимально возмож­ной в системе), а кроме того. количество протекающей по магистрали отопления жидкости возрастет на холостых и сред­них оборотах двигателя в 1,5, а на вы­соких почти в 1,8 раза.

Как практически осуществить такое изменение? Прежде всего отсоедините шланги отопителя от штуцера ц блоке и крана отопителя и слейте полностью всю жидкость. Освободившийся штуцер блока и кран заглушите короткими отрезками шлангов (по 80—90 мм) со вставленными и зажатыми в них пробками (крупными болтами или короткими отрезками прут­ков). Затем перережьте примерно на се­редине резиновый шланг 2. Снимите верхний отрезок шланга и проверьте, нет ли в патрубке тройника 3, закреп­ленного на головке блока, ограничитель­ного отверстия диаметром 12—14 мм. Если есть, распилите его круглым на­пильником, увеличив до величины внут­реннего диаметра патрубка. Иногда по­добный ограничитель расхода (дроссель­ная шайба) вкладывается заводом из­готовителем двигателей непосредственно в шланг 2. Шайбу легко нащупать или просто увидеть в снятом шланге. Удали­те ее. Чтобы соединить теперь разрезан­ные концы шланга 2 со шлангами отопи­теля, имеющими меньший диаметр, надо изготовить два одинаковых переходни­ка, которые для удобства монтажа сна­чала закрепить на концах разрезанного шланга, а затем соединить с отопитель­ной магистралью. На рис. 2 приведен чертеж такого переходника.  Материал для изготовления нержавеющая сталь или цветной металл. Размер его конус­ной части выбран с учетом наименьшего гидравлического сопротивления движу­щемуся по нему потоку жидкости.

Теперь рассмотрим работу термостата. При поездках осенью или весной в отте­пель, зимой во время более или менее длительных стоянок из-за пробки на до­роге или у железнодорожного переезда может возникнуть неудобная, ситуация, когда ухудшится или прекратится вовсе обогрев салона. Дело в том, что охлаж­дающая жидкость при работающем дви­гателе, лишенном необходимого обдува наружным воздухом, начинает постепен­но прогреваться до максимальной своей температуры (+85°—90°). При этом ниж­ний клапан термостата открывается, по­сылая жидкость в радиатор системы охлаждения двигателя, а верхний клапан закрывается,  прекращая  циркуляцию теплоносителя в системе отопления.

Чтобы исключить это нежелательное явление, следует удалить из термостата верхний клапан (рис. 3). Через патру­бок 4 пинцетом или тонкими плоскогуб­цами вытащите пружину верхнего кла-

пана. Вставьте деревянный брусок 5 так, чтобы заклинить верхний клапан, ли­шить его подвижности. Через верхний патрубок 2 высверлите клапан по окруж­ности патрубка, пользуясь сверлом диа­метром 2—2,5 мм. Оставшийся от него ободок сомните и вытащите через пат­рубок 4. Удалите стружку из термостата. Если эту работу вы проделаете после того, как поездите с неизмененным тер­мостатом, то заметите, что показания температуры жидкости двигателя более стабильны, без всплесков верхних зна­чений. Отопление не будет прерываться, и, более того, появится своеобразное ав­томатическое регулирование количества жидкости, подаваемой в магистраль отоп­ления. в зависимости от температуры окружающей среды: при оттепелях об­щее количество жидкости будет распре­деляться между радиаторами охлаждения и отопления, а при морозах вся она из двигателя будет направляться только в магистраль отопления.

Второй вариант переделки систем ох­лаждения и отопления (рис. 4) сложнее, но зато совершеннее и универсальнее. Он с одинаковым успехом пригоден для эксплуатации автомобиля зимой и летом во всех климатических зонах нашей страны. По сравнению с первой схемой (см. рис. 1,6) здесь добавляются треххо­довой кран 2 (рис. 4), который устанав­ливают на ветви, подающей жидкость в отопитель, и тройник 4, врезаемый в от­водящую от него ветвь. Наличие этих дополнительных узлов, так же как и сое­диняющего их шланга 3, придает уни­версальность работе системы жидкост­ной циркуляции стабильность на всех без исключения режимах работы двига­теля. Шланг 3 восстанавливает стан­дартную схему, а трехходовой кран дает возможность отключать отопитель летом (рис. 5,а), а зимой включать в малый круг частично (рис. 5,6) или полностью (рис. 5,в). Таким образом, циркуляция жидкости не прерывается при любом положении крана, поскольку термостат в этой схеме изменен как в первом ва­рианте, то есть не имеет верхнего кла­пана.

Конструкция крана и его детали при­ведены на рис. 6, тройника на рис. 7. Рычаг 2 (см. рис. 6) с креплением при­водного троса можно использовать от стандартного крана. При этом отогнутый под прямым углом упорный ус следует укоротить на 3 мм.

Отметим еще одну особенность этого варианта. Штуцер 5 (см. рис. 4) блока цилиндров двигателя и штуцер водяного насоса 7 после удаления крана надо соединить дюритовым шлангом 6 внут­ренним диаметром 6—9 мм. Эта ветвь нужна для выравнивания температуры жидкости вдоль блока цилиндров, иначе она в зоне четвертого и частично треть­его цилиндров нагревается сильнее, чем у других цилиндров (до +106—108° С), в то время как на входе в радиатор охлаж­дения имеет +89° С.

Чтобы улучшить обогрев лобового стекла и салона, помимо изменения схе­мы циркуляции жидкости полезно пере­делать некоторые детали системы отоп­ления.

К лобовому стеклу будет попадать больше нагретого воздуха, если мы уве­личим проходное сечение сопел, распо­ложенных под ним (рис. 8) Опыты по­казали, что в результате уширения сопел с 6 до 12 мм лобовое стекло оттаивает при прочих равных условиях на 3 ми­нуты быстрее.

Изготовить новые детали сложно, про­ще переделать их. Для этого есть доступ­ный способ.

Разрежем сопла по линии соединения их половинок до патрубков. Изготовим из пластмассы, поддающейся выгибанию после нагрева, клинья и подгоним их по месту (профилю сопел) так, чтобы ши­рина щели у двух левых не превышала 12 мм, у правого — 10 мм. Вклеиваем' клинья при помощи «Момента», «Феникса» и др. В кузове, где есть пазы для установки сопел, ближнюю к лобовому стеклу кромку этих пазов следует под­резать на 2—3 мм, чтобы сопла беспре­пятственно   разместились,   сохранив прежний способ крепления.


Теперь о нижних заслонках отопителя. Срежьте у них глухие передние стенки. Не сомневайтесь, воздух попадет к но­гам и водителя и переднего пассажира. Более того, ему будет легче протекать назад между передними сиденьями. В этом нетрудно убедиться, опустив после переделки руку в пространство над тун­нелем между сиденьями вы тут же почувствуете движение воздуха, теплого или прохладного, в зависимости от поло­жения краника отопителя.

Выполнить эту работу будет проще, если снять заднюю крышку отопителя, отвернув шесть винтов по ее периметру. Не забудьте заранее отсоединить прово­да от электродвигателя отопителя. Зас­лонки останутся на крышке, и их можно подрезать, не демонтируя. Окажется трудно сделать это разберите узел, осторожно выбив ось вращения засло­нок.

В предыдущих материалах об улучше­нии обогрева салона «Москвича» почему-то никто не обращал внимания на попе­речину пола, которая проходит под пе­редними сиденьями. А ведь это «Боль­шой кавказский хребет», препятствую­щий поступлению теплого воздуха в зону ног пассажиров на заднем сиденье. По­перечина благодаря хорошей тепло-, а значит, и холодопроводности держит точно такую же температуру, что и на­ружная поверхность кузова. Так что в холодное время зимой в салоне присут­ствует источник отрицательной темпера­туры, который резко снижает темпера­туру воздуха. Чтобы предотвратить эти потери тепла в кузове, оклейте попере­чину поролоном или обложите асбестом, покройте резинобитумной мастикой или другим подобным материалом. Затем вы­режьте из деревянных брусков клинья, положите их спереди поперечины и на­кройте резиновым или другим ковриком, как показано на рис. 9. Теперь воздух сможет преодолеть эту горку и напра­виться к заднему сиденью.

Все, о чем мы рассказали, резуль­тат наблюдений и исследований, прове­денных на нескольких выбранных для этих целей автомобилях. Достоинства предлагаемых переделок оценили не только приборы, но и пассажиры.

 

 

Рис. 1. Схемы циркуляции жидкости по системам охлаждения двигателя и отопления: а стандарт­ная; б зимний вариант; 1 — радиатор охлажде­ния; 2 — байпасный шланг (малого круга); 3 — тройник на головке блока; 4 — рубашка двигате­ля; 5 — радиатор отопителя; 6 — штуцер отбора жидкости в отопитель; 7 — край отопителя; 8 — водяной насос; 9 — термостат; 10 — переходники.

Рис. 2. Переходник.

Рис. 3. Высверливание верхнего клапана термо­стата: 1 — Дрель со сверлом; 2 — верхний патру­бок; 3 — верхний клапан; 4 — боковой патрубок;5 — деревянный брусок.

Рис. 4. Универсальный вариант схемы циркуляции жидкости: 1 — рубашка двигателя; 2 — трехходо­вой кран; 3 — байпасный шланг; 4 — тройник; 5 — штуцер отбора жидкости в отопитель; 6 — шланг; 7 — водяной насос.

Рис. 5. Схема циркуляции жидкости в зависимо­сти от положения крана: а кран закрыт; бкран открыт наполовину; в кран открыт полио­стью.

Рис. 6. Трехходовой край: 1 — штуцер (3 шт., размеры как на рис. 7); 2 — рычаг;3 — гайка и шайба крепления рычага; 4 — пластина; 5 — про­кладка (материалнапролон, полиэтилен, фторопласт); б кры­шка (материал не­ржавеющий  металл);7 — золотник (мате­риал латунь, брон­за); 8 — корпус (ма­териал      латунь, бронза); 9 — винты М4 крепления крыш­ки (отверстия для них сверлить в крышке после сборки). Рабо­чие поверхности зо­лотника и корпуса взаимно притереть.

Рис. 7. Тройник (ма­териал нержавею­щий металл).

Рис. 8. Сопло для об­дува стекла: 1 — кор­пус; 2 — вставки.

Рис. 9. Теплоизоляция поперечины по-ла: 1 - подушка пе-реднего сиденья; 2 -Резиновый   коврик;- деревянный клин;4 - поперечина по-ла; 5 - поролон.

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz