Печка
«Москвича» 2140, 412, 2137.
Уже предлагались разные способы повысить эффективность отопления у «москвичей» моделей «412», «2137», «2140». Деятельные автолюбители изменяли направление циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, переставляли с места на место его кран, меняли точку отбора жидкости из двигателя в систему отопления, но все эти меры если и помогали, то не давали существенного результата.
Специалисты
АЗЛК тоже занимались этой проблемой и нашли эффективное решение. Внедрить его
в производство завод не имеет возможности, так как переходит на подготовку к
выпуску новой модели. Однако переделать систему отопления могут сами
автолюбители, руководствуясь рекомендациями, приведенными ниже одним из участников
разработки инженером-исследователем Е. СЕРДЮКОМ.
Измерения температуры,
скорости движения и количества жидкости, проходящей к магистралях системы
охлаждения днигателя и системы отопления, показали
недостатки существующей схемы ее циркуляции. Наибольший запас тепловой энергии
имеет поток охлаждающей жидкости (в применении к отопителю
она — теплоноситель), выходящей из
головки блока цилиндров.
В стандартной схеме (рис. 1,а) этот поток направляется по двум руслам — к радиатору охлаждения и к термостату (мы
рассматриваем схему с унифицированным, «иазовским»
термостатом). В зависимости от температуры жидкости термостат направляет ее сразу обратно в двигатель (до +80° С) по малому кругу через шланг 2 или через радиатор охлаждения 1 — по большому кругу (выше +90° С). В диапазоне от +80 до +90° циркуляция
смешанная. Несущая тепло жидкость отбирается в систему отопления из блока
двигателя в зоне четвертого цилиндра. Здесь ее температура на 9— 11° ниже, чем на выходе из головки, где, кстати, установлен температурный
датчик, показания которого мы видим на шкале указателя. Что касается количества
подаваемой в отопитель жидкости, то его недостаточно,
чтобы справиться с поступающим в радиатор охлажденным морозом воздухом.
Итак, задача ясна Надо использовать для
отопления жидкость, выходящую из головки блока, направив ее в «печку», а уж из нее в термостат. Здесь можно предложить два
варианта. Первый (рис. 1,6), назовем его
зимним, пригоден для круглогодичной эксплуатации автомобиля в северных районах
и зимой в средних. Он сравнительно прост.
Разрываем малый круг (шланг 2) и к этой разорванной ветви подключаем
радиатор 5 отопителя.
Тем самым мы поднимаем температуру на входе в него (она станет равной
максимально возможной в системе), а кроме того. количество протекающей по
магистрали отопления жидкости возрастет на холостых и средних оборотах
двигателя в 1,5, а на высоких — почти в 1,8
раза.
Как практически осуществить такое изменение?
Прежде всего отсоедините шланги отопителя от штуцера ц блоке и крана отопителя и
слейте полностью всю жидкость. Освободившийся штуцер блока и кран заглушите
короткими отрезками шлангов (по 80—90 мм)
со вставленными и зажатыми в них
пробками (крупными болтами или короткими отрезками прутков). Затем перережьте
примерно на середине резиновый шланг 2.
Снимите верхний отрезок шланга и проверьте, нет ли в патрубке тройника 3,
закрепленного на головке блока, ограничительного отверстия диаметром 12—14 мм. Если есть, распилите его круглым напильником,
увеличив до величины внутреннего диаметра патрубка. Иногда подобный
ограничитель расхода (дроссельная шайба) вкладывается заводом — изготовителем двигателей непосредственно в
шланг 2. Шайбу легко нащупать или просто
увидеть в снятом шланге. Удалите ее. Чтобы соединить теперь разрезанные концы
шланга 2 со шлангами отопителя,
имеющими меньший диаметр, надо изготовить два одинаковых переходника, которые
для удобства монтажа сначала закрепить на концах разрезанного шланга, а затем
соединить с отопительной магистралью. На рис. 2
приведен чертеж такого переходника.
Материал для изготовления —
нержавеющая сталь или цветной металл. Размер его конусной части выбран с
учетом наименьшего гидравлического сопротивления движущемуся по нему потоку
жидкости.
Теперь рассмотрим работу
термостата. При поездках осенью или
весной в оттепель, зимой во время более или менее длительных стоянок из-за
пробки на дороге или у железнодорожного переезда может возникнуть неудобная,
ситуация, когда ухудшится или прекратится вовсе обогрев салона. Дело в том, что
охлаждающая жидкость при работающем двигателе, лишенном необходимого обдува
наружным воздухом, начинает постепенно прогреваться до максимальной своей
температуры (+85°—90°). При этом нижний
клапан термостата открывается, посылая жидкость в радиатор системы охлаждения
двигателя, а верхний клапан закрывается,
прекращая циркуляцию
теплоносителя в системе отопления.
Чтобы исключить это нежелательное явление,
следует удалить из термостата верхний клапан (рис. 3). Через патрубок 4
пинцетом или тонкими плоскогубцами вытащите пружину верхнего кла-
пана.
Вставьте деревянный брусок 5 так, чтобы
заклинить верхний клапан, лишить его подвижности. Через верхний патрубок 2 высверлите клапан по окружности патрубка,
пользуясь сверлом диаметром 2—2,5 мм.
Оставшийся от него ободок сомните и вытащите через патрубок 4. Удалите стружку из термостата. Если эту
работу вы проделаете после того, как поездите с неизмененным термостатом, то
заметите, что показания температуры жидкости двигателя более стабильны, без
всплесков верхних значений. Отопление
не будет прерываться, и, более того, появится своеобразное автоматическое
регулирование количества жидкости, подаваемой в магистраль отопления. в
зависимости от температуры окружающей среды: при оттепелях общее количество
жидкости будет распределяться между радиаторами охлаждения и отопления, а при
морозах вся она из двигателя будет направляться только в магистраль отопления.
Второй
вариант переделки систем охлаждения и отопления (рис. 4) сложнее, но зато совершеннее и универсальнее.
Он с одинаковым успехом пригоден для эксплуатации автомобиля зимой и летом во
всех климатических зонах нашей страны. По сравнению с первой схемой (см. рис. 1,6) здесь добавляются трехходовой кран 2 (рис. 4),
который устанавливают на ветви, подающей жидкость в отопитель,
и тройник 4, врезаемый в отводящую от
него ветвь. Наличие этих дополнительных узлов, так же как и соединяющего их
шланга 3,
придает универсальность работе системы жидкостной циркуляции — стабильность на всех без исключения режимах
работы двигателя. Шланг 3
восстанавливает стандартную схему, а трехходовой кран дает возможность
отключать отопитель летом (рис. 5,а), а зимой включать в малый круг частично
(рис. 5,6) или полностью (рис. 5,в).
Таким образом, циркуляция жидкости не прерывается при любом положении крана,
поскольку термостат в этой схеме изменен как в первом варианте, то есть не
имеет верхнего клапана.
Конструкция
крана и его детали приведены на рис. 6,
тройника — на рис. 7. Рычаг 2 (см. рис. 6) с креплением приводного троса можно
использовать от стандартного крана. При этом отогнутый под прямым углом упорный
ус следует укоротить на 3 мм.
Отметим
еще одну особенность этого варианта. Штуцер 5
(см. рис. 4) блока цилиндров двигателя и
штуцер водяного насоса 7 после удаления
крана надо соединить дюритовым шлангом 6 внутренним диаметром 6—9 мм. Эта ветвь нужна
для выравнивания температуры жидкости вдоль блока цилиндров, иначе она в зоне
четвертого и частично третьего цилиндров нагревается сильнее, чем у других
цилиндров (до +106—108° С), в то время
как на входе в радиатор охлаждения имеет +89°
С.
Чтобы
улучшить обогрев лобового стекла и салона, помимо изменения схемы циркуляции
жидкости полезно переделать некоторые детали системы отопления.
К
лобовому стеклу будет попадать больше нагретого воздуха, если мы увеличим
проходное сечение сопел, расположенных под ним (рис. 8) Опыты показали, что в результате уширения сопел с 6 до 12
мм лобовое стекло оттаивает при прочих равных условиях на 3 минуты
быстрее.
Изготовить
новые детали сложно, проще переделать
их. Для этого есть доступный способ.
Разрежем
сопла по линии соединения их
половинок до патрубков. Изготовим из пластмассы, поддающейся выгибанию после
нагрева, клинья и подгоним их по
месту (профилю сопел) так, чтобы ширина щели у двух левых не превышала 12 мм,
у правого — 10 мм. Вклеиваем' клинья при
помощи «Момента», «Феникса» и др. В кузове, где есть пазы для установки сопел,
ближнюю к лобовому стеклу кромку этих пазов следует подрезать на 2—3 мм, чтобы сопла беспрепятственно разместились, сохранив прежний способ крепления.
Теперь о нижних
заслонках отопителя. Срежьте у них глухие передние стенки. Не сомневайтесь, воздух попадет к ногам
и водителя и переднего пассажира. Более того, ему будет легче протекать назад
между передними сиденьями. В этом нетрудно убедиться, опустив после переделки
руку в пространство над туннелем между сиденьями — вы тут же почувствуете движение воздуха, теплого или
прохладного, в зависимости от положения краника отопителя.
Выполнить эту работу
будет проще, если снять заднюю крышку отопителя,
отвернув шесть винтов по ее периметру. Не забудьте заранее отсоединить провода
от электродвигателя отопителя. Заслонки останутся на
крышке, и их можно подрезать, не демонтируя.
Окажется трудно сделать это — разберите
узел, осторожно выбив ось вращения заслонок.
В предыдущих материалах
об улучшении обогрева салона «Москвича» почему-то никто не обращал внимания на
поперечину пола, которая проходит под передними сиденьями. А ведь это «Большой
кавказский хребет», препятствующий поступлению теплого воздуха в зону ног
пассажиров на заднем сиденье. Поперечина благодаря хорошей тепло-, а значит, и холодопроводности
держит точно такую же температуру, что и наружная поверхность кузова. Так что
в холодное время зимой в салоне присутствует источник отрицательной температуры,
который резко снижает температуру воздуха. Чтобы предотвратить эти потери
тепла в кузове, оклейте поперечину поролоном или обложите асбестом, покройте
резинобитумной мастикой или другим подобным материалом. Затем вырежьте из
деревянных брусков клинья, положите их
спереди поперечины и накройте резиновым
или другим ковриком, как показано на рис. 9.
Теперь воздух сможет преодолеть эту горку и направиться к заднему сиденью.
Все,
о чем мы рассказали, — результат
наблюдений и исследований, проведенных на нескольких выбранных для этих целей
автомобилях. Достоинства предлагаемых переделок оценили не только приборы, но и
пассажиры.
Рис. 1. Схемы циркуляции жидкости
по системам охлаждения двигателя и отопления: а
— стандартная; б — зимний
вариант; 1 — радиатор охлаждения; 2 — байпасный шланг
(малого круга); 3 — тройник на головке
блока; 4 — рубашка двигателя; 5 — радиатор отопителя; 6 — штуцер отбора жидкости в отопитель; 7 — край отопителя; 8 — водяной
насос; 9 — термостат; 10 — переходники.
Рис. 2. Переходник.
Рис. 3. Высверливание верхнего
клапана термостата: 1 — Дрель со
сверлом; 2 — верхний патрубок; 3 — верхний клапан; 4 — боковой патрубок;5 — деревянный
брусок.
Рис. 4. Универсальный вариант
схемы циркуляции жидкости: 1 — рубашка
двигателя; 2 — трехходовой кран; 3 — байпасный шланг; 4 — тройник; 5
— штуцер отбора жидкости в отопитель; 6 — шланг; 7 —
водяной насос.
Рис. 5. Схема циркуляции жидкости
в зависимости от положения крана: а —
кран закрыт; б — кран открыт наполовину;
в — кран открыт полиостью.
Рис. 6. Трехходовой край: 1 — штуцер (3
шт., размеры как на рис. 7); 2 — рычаг;3 — гайка и шайба крепления рычага; 4 — пластина; 5
— прокладка (материал — напролон, полиэтилен, фторопласт); б — крышка (материал — нержавеющий металл);7 —
золотник (материал — латунь, бронза); 8 — корпус (материал — латунь, бронза); 9 — винты М4 крепления крышки (отверстия для них сверлить в
крышке после сборки). Рабочие поверхности золотника и корпуса взаимно
притереть.
Рис. 7. Тройник (материал — нержавеющий металл).
Рис. 8. Сопло для обдува стекла: 1 — корпус; 2
— вставки.
Рис. 9. Теплоизоляция поперечины по-ла: 1 -
подушка пе-реднего сиденья; 2 -Резиновый коврик;- деревянный клин;4 - поперечина по-ла; 5 - поролон.